Автор: Martin Dew-Hattens
Написано: среда, 23 марта 2005
Источник: www.badders.com
Перевод с английского: Алексей Давиденко
Анализ последних результатов на мировой арене продолжает наводить на интересные размышления. Робертсон и Эммс задают тон в микстах, в то время как наши одиночные игроки могут считать для себя успехом прохождение первого раунда. Робертсона, возможно, можно отнести к числу не ординарных игроков, его стиль игры ярок и экзотичен. Много лет тому назад, во время поездки в Москву, я был менеджером сборной Англии среди 23-летних, в составе которой был и он. И уже в тот период было ясно, что в нем есть что-то особенное, и нужно только направить эту энергию в победное русло.
В стане Датчан, как бы то ни было, ситуация выглядит немного лучше с игроками одиночных, парных и смешанных разрядов, показывающими более ровные результаты. Если мы возьмем мужской одиночный разряд за точку отсчета, то Дания может гордиться 3-мя игроками в первой двадцатке мирового рейтинга, в то время как ведущий английский игрок - Смит, - находится всего лишь на 29 позиции.
Почему Робертсон единственный, кто способен достичь мирового уровня, и почему английские одиночники не способны выступать лучше? Попытка ответить на эти вопросы похожа на поиски Священного Грааля.
Я предполагаю, что и датский, и английский лагеря могут предендовать на максимальный профессионализм и оптимальность методики тренировок. Тут наверняка должен быть какой-то другой фактор, определяющий долгосрочный успех высококлассных игроков, находящихся на пике своей карьеры.
Недавно я пришел к умозаключению, что секрет всего этого закладывается в годы становления игрока, так что далее вы услышите мою версию, по крайней мере, одного из компонентов, ведущего к успехам датских игроков.
Чтобы начать поиски, мы должны взглянуть на характерные черты игроков, достигших вершин. Чтобы сделать это, я рассмотрю ведущего на сегодня в Европе одиночного игрока - Петера Гейда. Мне очень удобно его описывать, так как я имею возможность внимательно наблюдать за игрой Петера последние 10 лет.
У Петера очень много достоинств, включая скорость, силу и профессионализм. Многие из вас видят его по TV в полуфинальных и финальных матчах международных соревнований. А я, как бы то ни было, имею удовольствие регулярно видеть его в более расслабленной тренировочной обстановке. Многие из этих занятий полны развлечения. Петер и его партнеры устраивают просто чехарду с воланом, используя всевозможные трюки, скрытые удары, обманные движения и играя в очень забавный бадминтон. Помимо того, что, в случае напряжения, это позволяет хорошо расслабиться и выпустить пар, это также серьезный бонус в повышении креативности игрока, которую я далее охарактеризую как способность использовать в игре широчайший диапазон невероятно сложных и допустимых "пагубных" ударов.
В определенном смысле, игрок, который допускает ошибки, может учиться созидательности и, ошибаясь, прогрессировать. Если игрок постоянно попадает в корт, значит уровень сложности недостаточен, и ему не достаёт креативности.
Любой хороший игрок должен владеть выигрышными ударами. Это удары, которые, зачастую, необычны, и выходят за пределы обкновенного смеша или укороченного удара под сетку. Единственное, что отличает "талантливых" игроков от "рабочих лошадок" - это эти особые удары. Это то, что отличает Натана Робертсона от остальных английских игроков - способность произвести особый удар в тот момент, когда соперник обладает игровым преимуществом. Мы можем называть это любыми терминами: "талант", "одаренность", "экзотичность", а может даже "высокомерность".
Хоть вы и не часто видите, чтобы Петер использовал эти удары на публике, это значительно расширяет перечень его возможных ударов и повышает уровень угрозы, которую они могут представлять для соперника. Единственный раз, когда он использовал один из подобных ударов, был на Датских Рождественских экзаменационных состязаниях, когда он на матч-пойнте забил победный волан переводом на сетке из-за спины.
Многие датские дети отрабатывают подобные удары на тренировках. В отличие от обычного тренировочного занятия, дети приходят на корт и перебрасывают волан друг другу, стараясь перехитрить друг друга всеми возможными путями и способами. Вскоре, они становятся более креативными, а, соответственно, и опасными.
Только на прошлой неделе, к примеру, первая команда Гентофта играла матч на кортах 1, 2, 3, 4 и 5. Однако, на кортах 6, 7, 8 и 9 было около 50 детей, которые перебивали волан друг на друга после того, как утомились в командном матче. Они не играли в серьезный бадминтон, но развлекались и развивали свою креативность с помощью причудливых и завораживающих трюковских ударов.
Это, на первый взгляд, может показаться пустой тратой времени на корте. Но как бы то ни было, мне сейчас абсолютно ясно, что это имело серьезный позитивный эффект для Датского бадминтона в последние более чем 20 лет. Дети участся эксперементировать, быть креативными и опасными. Они становятся не рабочими лошадками, а игроками креативного типа. Это игроки, которые могут достичь ошеломляющих высот в бадминтоне.
Конечно, такие занятия возможны только когда корты доступны детям для игры в полном объеме и, в основном, бесплатно. Именно так и обстоит дело во многих клубах Дании. В Великобритании вы платите ежегодные членские взносы, и после этого, если корты кем-нибудь не зарезервированы, просто идете и используете их.
Так что мы снова убеждаемся, что наличие свободного времени на кортах с хорошими условиями является основной причиной, объясняющей всё вышесказанное в данной статье. Таким, довольно необычным, образом, детям должно предоставляться свободное место на кортах для использования в гораздо менее формализированной и неструктуризированной форме. В действительности, это идет вразрез с приницпами структуризированного тренировочного процесса, которого многих тренеров учили предерживаться, когда они сами получали тренерское образование.
Хорошего дня.
Мартин.